ОБЗОРЫ 
Противоопухолевые препараты растительного происхождения на основе алкалоидов барвинка розового и тисового дерева включены в схемы комплексной терапии многих онкологических заболеваний. Применение препаратов этих групп может сопровождаться кардиотоксическим действием, приводящим к возникновению жизнеугрожающих состояний. Цель работы: анализ данных научной литературы о кардиотоксическом действии противоопухолевых препаратов на основе алкалоидов тисового дерева (таксанов) и барвинка розового (винкаалкалоидов). На основании результатов проведенного анализа установлено, что основными проявлениями кардиотоксичности таксанов являются брадикардия, атриовентрикулярная блокада, предсердные и желудочковые аритмии. При совместном использовании таксанов и антрациклиновых антибиотиков кардиотоксическое действие препаратов обеих групп усиливалось. Применение винкаалкалоидов сопровождалось проявлениями гематологической токсичности в виде нейтропении, в то время как кардиотоксическое действие при монотерапии наблюдали редко. Информирование онкологов, кардиологов, а также врачей других специальностей, участвующих в ведении онкологических пациентов, о возможных кардиологических осложнениях на фоне противоопухолевой терапии будет способствовать раннему выявлению нежелательных реакций и позволит проводить индивидуальную коррекцию схем лечения, особенно у пациентов с предрасположенностью к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Лекарственное поражение почек составляет от 8 до 60% эпизодов острого повреждения почек (ОПП) среди госпитализированных пациентов. Как можно более раннее распознавание этого состояния и своевременное принятие мер по коррекции лечения могут уменьшить количество выявленных случаев почечного повреждения и летальных исходов. Цель работы: анализ данных научной литературы о биомаркерах, используемых при проведении диагностики лекарственного поражения почек. Выявлено, что такие маркеры повреждения почек, как уровень сывороточного креатинина, объем выделяемой мочи, концентрация азота мочевины, экскреция натрия, микроскопия мочевого осадка, ограничены в применении в связи с тем, что они не отражают в полном объеме динамику и степень повреждения почек и не позволяют диагностировать развитие ОПП на ранних этапах. Установлено, что наи более перспективными биомаркерами являются в первую очередь KIM-1, L-FABP, NAG, NGAL, цистатин С, кластерин, β2-микроглобулин, МСР-1, IGFBP7 и TIMP-2. Однако определение концентрации новых биомаркеров в моче или в крови для диагностики ОПП может носить лишь рекомендательный характер, так как клинических и доклинических исследований по установлению валидности такого рода тестов проведено недостаточно. До настоящего времени не разработаны точные алгоритмы оценки рисков развития, диагностики, мониторинга течения и терапии ОПП, основанные на определении наличия и уровней данных маркеров в моче и/или в сыворотке крови. Таким образом, необходимо продолжать исследования различных биомаркеров ОПП и совершенствовать экспериментальные модели (как in vivo, так и in vitro), в том числе для изучения потенциальных нефротоксических свойств уже известных и разрабатываемых лекарственных средств.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
С 1 января 2021 г. регистрация лекарственных препаратов в Российской Федерации проводится исключительно по правилам Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основным документом, описывающим систему фармаконадзора держателя регистрационного удостоверения (ДРУ) или уполномоченной им организации, является мастер-файл системы фармаконадзора (МФСФ).
Цель работы: анализ несоответствий, выявленных в ходе экспертизы МФСФ, требованиям законодательства ЕАЭС.
Материалы и методы: проведен анализ 687 документов о системе фармаконадзора в составе регистрационных досье, поступивших на экспертизу в период с 1 января по 30 июня 2021 г.
Результаты: выявлены и систематизированы основные несоответствия представления, содержания, полноты написания каждого раздела МФСФ требованиям законодательства ЕАЭС. Определена частота встречаемости нарушений при подготовке МФСФ и выделены наиболее часто встречающиеся ошибки ДРУ при организации системы фармаконадзора.
Выводы: представлены рекомендации по устранению значимых несоответствий, выявленных в ходе экспертного анализа МФСФ: своевременная актуализация, поддержание и пересмотр документа в соответствии с изменениями законодательства и другими значимыми изменениями, своевременное обучение сотрудников, имеющих отношение к фармаконадзору, и др. Полученные результаты будут полезны ДРУ как основным участникам процесса регистрации лекарственных средств, непосредственно вовлеченным в управление системой фармаконадзора на регистрационном и пострегистрационном этапах обращения лекарственных препаратов, для предотвращения возможных ошибок при составлении документа о системе фармаконадзора.
Национальные клинические руководства по лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являются основным источником информации и ориентиром для принятия клинического решения сотрудниками системы здравоохранения Кыргызской Республики. Рекомендации, представленные в этих документах, во многом основаны на данных реальной клинической практики, но эффективность и безопасность применения ряда противовирусных средств, показания к применению которых были расширены для дополнения терапии COVID-19, остается неясной.
Цель работы: проведение ретроспективного фармакоэпидемиологического анализа применения препарата лопинавир+ритонавир в стационарах в Кыргызской Республике при лечении COVID-19 в период март–апрель 2020 г.
Материалы и методы: проведено ретроспективное исследование 145 медицинских карт стационарного больного пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, госпитализированных в инфекционные отделения и инфекционные больницы страны. Статистическая обработка выполнена с помощью программы Microsoft Excel 2017.
Результаты: в период с 16 марта по 25 апреля 2020 г. лопинавир+ритонавир был назначен 145 пациентам в дозе 200 мг + 50 мг по 2 таблетки 2 раза/сут, что соответствовало рекомендованной в национальном руководстве схеме применения. Длительность фармакотерапии согласно национальному руководству составляла 10 сут, при этом реальная продолжительность курса составила 1–12 сут, в среднем — 5,5 сут, и зависела от переносимости препарата. Применение препарата сопровождалось развитием нежелательных реакций (НР) у 78 пациентов (53,8% случаев), что у 73 из них (94,8% случаев) привело к ухудшению общего состояния и вызвало необходимость отмены препарата. Наиболее частыми проявлениями НР были тошнота, рвота, диарея, снижение аппетита, желтушность кожи, по данным лабораторных исследований — повышение в сыворотке крови уровней билирубина, креатинина, глюкозы, активности аспартатаминотрансферазы и амилазы. Проведенная ретроспективная оценка степени достоверности причинно-следственной связи по шкале Наранжо показала определенную связь между применением препарата лопинавир+ритонавир и развитием НР.
Выводы: применение препарата лопинавир+ритонавир при лечении пациентов с COVID-19 приводило к ухудшению их общего состояния, в ряде случаев — до тяжелой степени. Полученные данные свидетельствуют о том, что лечение этим препаратом при COVID-19 клинически не обосновано и нерационально. При последующих пересмотрах клинических руководств по диагностике и лечению COVID-19 в Кыргызской Республике рекомендации по применению препарата лопинавир+ритонавир были исключены.
В настоящее время отсутствуют эффективные универсальные противовирусные препараты для лечения вирусных заболеваний передней поверхности глаза. В свою очередь, интерфероны III типа показывают высокую активность на гистологических барьерах, к которым, в частности, относится конъюнктива. Модификация белковых молекул нативных препаратов позволяет значительно улучшить их фармакодинамические свойства. В связи с этим представляется логичным создание противовирусных препаратов на основе интерферона лямбда-1 (ИФН-λ1) и его пегилированной формы (ПЭГ ИФН-λ1).
Цель работы: оценить in vitro цитотоксическое действие рекомбинантного человеческого ИФН-λ1 и его пегилированной формы, рассматриваемой в качестве прототипа лекарственного препарата, на клетки конъюнктивы человека Chang conjunctiva clone 1-5c-4.
Материалы и методы: ПЭГ ИФН-λ1 был получен методом электронно-лучевой иммобилизации. Для культивирования использовали культуру клеток нормальной конъюнктивы человека Chang conjunctiva clone 1-5c-4. Для оценки цитотоксического действия применяли МТТ-тест. Пролиферативную активность клеток изучали посредством измерения импеданса на микроэлектродах. Ультраструктурные изменения оценивали методом электронной микроскопии. Статистическую обработку проводили с использованием пакета программ Statistica 10.0.
Результаты: ИФН-λ1 (37 мкг/мл) и ПЭГ ИФН-λ1 (42 мкг/мл) не оказывали выраженного цитотоксического воздействия на культуру клеток конъюнктивы человека, а также на их пролиферативную способность. Анализ ультраструктурных изменений клеток конъюнктивы человека показал, что воздействие ИФН-λ1 приводило к активации обменных процессов в клетках, а ПЭГ ИФН-λ1 способствовало дифференцировке, кератинизации эпителиоцитов, а также модификации клеточной мембраны. Десятикратное увеличение концентрации ИФН-λ1 и ПЭГ ИФН-λ1 (до 370 и 420 мкг/мл соответственно) снижало жизнеспособность клеток на 15–20% и вызывало морфологические изменения относительно интактного контроля.
Выводы: результаты проведенного исследования показали, что ИФН-λ1 и ПЭГ ИФН-λ1 могут быть использованы в качестве активных фармацевтических субстанций для разработки лекарственных препаратов для лечения вирусных поражений конъюнктивы.
Нестероидные противовоспалительные препараты, в том числе ацетилсалициловая кислота, дозозависимо могут оказывать нефротоксическое действие. Изучение фармакокинетики препаратов ацетилсалициловой кислоты будет способствовать своевременному выявлению и коррекции нарушений в организме, вызванных применением этого лекарственного средства.
Цель работы: оценка возможного нефротоксического действия ацетилсалициловой кислоты после однократного перорального приема препарата в дозе 75 мг путем анализа фармакокинетических параметров.
Материалы и методы: в исследовании принимали участие 24 здоровых добровольца, которые получили ацетилсалициловую кислоту в дозе 75 мг (таблетки) внутрь однократно. Измерение активного метаболита ацетилсалициловой кислоты — салициловой кислоты в плазме крови проводили методом ВЭЖХ/МС на жидкостном хроматографе Agilent 1200, оснащенном тандемным масс-спектрометром Agilent 6140. Хроматографическое разделение осуществляли на колонке Agilent Eclipce XDВ-C18 (4,6 мм × 150 мм; 5,0 мкм). Методика определения была валидирована. На основании полученных результатов рассчитывали фармакокинетические параметры Cmax (максимальная концентрация), Tmax (время достижения максимальной концентрации), T1/2 (период полувыведения препарата), AUC0-t (площадь под фармакокинетической кривой от 0 до последней точки экспериментальной кривой), AUC0-∞ (общая площадь под фармакокинетической кривой от 0 до ∞), MRT (среднее время удерживания препарата в крови), Кel (константа элиминации), Cl/F (общий клиренс), Vd/F (кажущийся объем распределения). Статистическую обработку проводили с использованием программы Statistics (22.0.0.0).
Результаты: установлено, что Т1/2 салициловой кислоты в плазме крови составил 1,6 ± 0,5 ч. При этом Сmax составила 4523,0 ± 725,0 нг/мл, а время ее достижения — 0,98 ± 0,4 ч. Величина AUC0-t составила 16183,0 ± 3823,0 нг×ч/м, Vd/F 12,0 ± 3,1 л/кг, а MRT 2,9 ± 0,6 ч.
Выводы: анализ фармакокинетических параметров показал высокую скорость всасывания, интенсивное распределение и умеренную скорость элиминации салициловой кислоты (основного метаболита ацетилсалициловой кислоты) в организме, что свидетельствует о низком риске нефротоксических проявлений при применении препарата в исследуемой дозе.
ХРОНИКА 
19 ноября 2021 г. исполнилось 70 лет Ренаду Николаевичу Аляутдину, доктору медицинских наук, профессору, начальнику управления экспертизы и безопасности лекарственных средств ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА 
ЭРАТУМ 
Сокова Е.А., Архипов В.В., Демидова О.А., Мазеркина И.А., Александрова Т.В., Журавлева М.В. Факторы риска и некоторые особенности нежелательных реакций при применении бета-лактамных антибиотиков у пациентов пожилого и старческого возраста. Безопасность и риск фармакотерапии. 2021;9(3):128–135. https://doi.org/10.30895/2312-7821-2021-9-3-128-135
Уважаемые читатели! В номере 3 журнала Безопасность и риск фармакотерапии за 2021 год (2021;9(3):128–135) на стр. 134 была допущена техническая ошибка, вместо:
«Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России № 056-00005-21-00 на проведение прикладных научных исследований (номер государственного учета НИР 121021800098-4)»
следует читать:
«Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России № 056-00005-21-00 на проведение прикладных научных исследований (номер государственного учета НИР 121022000154-2)».
Исправление не повлияло на сделанные авторами выводы.
Исправление было внесено в онлайн-версию журнала.
ISSN 2619-1164 (Online)